четверг, 14 апреля 2016 г.

Как Ленинград 50-летие Советской власти праздновал



О том, как город на Неве праздновал полувековой юбилей Советской власти рассказал философ и культуролог Олег Владиславович Немиро в книге-альбоме "Пятьдесят факелов над Невой". Перелистаем страницы этой книги:



К празднованию юбилея Советского государства вся страна готовилась задолго до знаменательного торжества. Постановление ЦК КПСС от 4 января 1967 года «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» призывало: «Провести 50-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции как великий праздник трудящихся, славный праздник всех народов СССР, как торжество идей Октября, идей коммунизма».
Под знаком приближающегося пятидесятилетия Советской власти в Ленинграде прошли Первомай, праздник Победы, фестивали искусств, празднования историко-революционных дат, международная встреча «Октябрь и молодежь», многочисленные театрализованные зрелища в парках и садах.
Первомай 1967 года вылился в своего рода генеральную репетицию празднования пятидесятилетия Октябрьской революции. Агитационным целям служили афишные тумбы с наклеенными на них листовками, приказами, воззваниями, страницами петроградских газет и фотографиями 1917 года.



По заданию областного и городского комитетов КПСС с сентября 1966 года группа архитекторов и художников — А. Алымов, В. Сохин, Н. Захарьина, В. Шевеленко, В. Ловкачев, А. Говорковский, В. Маслов, В. Попов, Г. Адуевская, Б. Александров, А. Киселев, А. Королев, И. Сыроежкин, Л. Нусберг, М. и Е. Щегловы — под руководством главного художника города В. Петрова и главного конструктора группы П. Панфилова приступила к составлению генерального плана украшения Ленинграда к празднованию пятидесятилетия Великого Октября. Декораторы разработали единую художественную программу убранства четырнадцати районов города. Группа координировала деятельность предприятий и учреждений, привлеченных к созданию праздничного наряда Ленинграда.



В каждом районе специальные коллективы занимались комплексным украшением своих территорий. В Невском районе работала группа оформителей под руководством скульптора В. Трояновского, в Октябрьском — архитектора Р. Мишковского, в Петроградском — архитектора А. Говорковского и художника С. Малкииа, в Калининском — художника А. Тевьяна, в Василеостровском — архитектора М. Штриммера, в Выборгском — выпускника Высшего художественно-промышленного училища В. И. Мухиной Э. Насибуллина.



К составлению проектов оформления улиц и площадей и к изготовлению его технических элементов привлекались студенты и преподаватели Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, декораторы Театрально-производственного комбината Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, Ленинградского художественного комбината декоративно-прикладного искусства и Комбината живописно-оформительского искусства, инженеры, конструкторы и архитекторы ряда ведущих научно-исследовательских институтов, учреждений и промышленных предприятий города.



Генеральный план убранства города в общей сложности включал более тысячи проектов и сто двадцать макетов. «Это была большая, волнующая работа, — вспоминал вскоре после окончания празднества главный художник города В. Петров. — Предстояло впервые создать яркую по масштабам и по выразительным средствам живописную композицию, которая объединяла бы и центральную часть города, и отдаленные районы. Многочисленный коллектив энтузиастов-добровольцев отдал решению этой задачи больше года. Всем нам хотелось найти такую художественную композицию, которая отражала бы славную историю Советской страны и нашего города, замечательные свершения современности. Она должна была быть созвучной высокому душевному настрою ленинградцев, тому творческому подъему, с каким все мы готовились к торжественным дням юбилея Великого Октября».



Новые конструктивные и пластические решения, оригинальные и непривычные масштабные, фактурные и цветовые контрасты помогли создать запоминающийся праздничный образ города. Едва ли не первостепенная роль в декоративной «одежде» Ленинграда отводилась электрической иллюминации. Помимо подcвета прожекторами, оконтуривания линиями электрических лампочек архитектурных объемов, кораблей, мостов, высвечивания панно, плакатов и портретов, введения иллюминированных цифр и размещение на фасадах зданий и на перетяжках электрогирлянд, декораторы широко использовали эффекты «бегущих» и «пульсирующих» огней, пиротехнику. Новейшая осветительная аппаратура, люминисцентные и газосветные (неоновые и аргоновые) трубки сложной конфигурации, злектролюминофоры, системы автоматического регулирования электроподачи позволили выполнить оригинальные светящиеся лозунги, эмблемы, силуэтные изображения.



Особое внимание уделялось оформлению главнейших площадей города — Дворцовой, Пролетарской диктатуры, Ленина, Восстания, Революции, Марсова поля, художественных и историко-революционных архитектурных памятников — Смольного, Зимнего дворца, Петропавловской крепости, Адмиралтейства. Тщательно продумывалось декоративное убранство набережных и акватории Невы, украшение ведущих городских магистралей — путей следования демонстрации.
Смольный вошел в историю Великой Октябрьской социалистической революции как штаб Октября. Отсюда В. И. Ленин руководил восстанием питерского пролетариата, отсюда вооруженные отряды отправлялись на штурм Зимнего. Группа В. Петрова и Л. Нусберга, оформлявшая территорию Смольного, старалась воссоздать обстановку памятных октябрьских дней. Вдоль чугунной ограды на бетонных плитах, замощенных традиционным петроградским булыжником, художники разместили декоративные костры с красным подсветом. Пилоны ограды, оклеенные воззваниями военно-революционного комитета, создавали тревожную обстановку Октября 1917 года.



От ворот Смольного и до площади Пролетарской диктатуры, по обеим сторонам асфальтированной аллеи, были расставлены скрещенные в козлах деревянные красные винтовки. Таблички-флажки на них с названиями заводов и районов говорили о тех революционных отрядах рабочих и солдат, которые подняли знамя Великого Октября.



Ограду пропилеев украшали щиты-панно с фотомонтажными и живописными композициями, посвященными победе Октябрьской революции в Петрограде. В дни праздника, когда на город опускались сумерки, загорались символические костры, красными лампочками подсвечивались кроны лип и пирамиды красногвардейских винтовок, прожектора освещали монументально-декоративные панно и громадный портрет В. И. Ленина в центре фасада здания Смольного.



Необычным выглядело оформление площади Ленина у Финляндского вокзала, где в апреле 1917 года петроградские рабочие торжественно встретили великого вождя революции. Звуковое и световое праздничное убранство этой площади поражало своей динамической выразительностью. По сути дела, это было грандиозное кино-цвето-музыкальное представление о В. И. Ленине, большевистской партии, о Великом Октябре. Авторы проекта украшения В. Петров и Л. Нусберг назвали декоративную композицию «синтетическим плакатом». Центром объемно-пространственного комплекса стал бронзовый памятник Ильичу. Вокруг него художники смонтировали четыре громадных киноэкрана. На них мощные прожекторы проецировали силуэт памятника, ставшего эмблемой Ленинграда, кинопроекторы синхронно посылали изображения: фотографии В. И. Ленина и его боевых соратников, уникальные снимки эпизодов Октябрьского восстания, кадры кинохроники и фотодокументов. Демонстрировались отрывки из черно-белых и цветных художественных фильмов, посвященных Ленинграду и Октябрю. Светозвуковой рассказ «1917 год» сопровождался воспроизведением записанных на магнитофонную ленту ленинских речей, дикторским текстом, чтением стихов В. Маяковского, исполнением революционных песен и «Аппассионаты» Бетховена. В единый ансамбль убранства входила и кинетическая установка «Костер»: разноцветные, закрепленные на металлическом каркасе, электрические лампочки, загораясь, казались языками взметнувшегося пламени.



Просто и оригинально украсили Марсово поле архитекторы В. Петров, В. Сохин и И. Корнилов. На мачты фонарей были надеты кумачовые цилиндры, которые светились изнутри, напоминая издали гигантские красные свечи и горящие факелы. Деревья и кусты, скверы подсвечивались красными лампочками и прожекторами, создавая приглушенное торжественное освещение всего пространства Марсова поля. Подобное декоративное решение, строгое и лаконичное, еще больше оттеняло священную торжественность места захоронения борцов за пролетарское дело.



Историческая Дворцовая площадь приобрела особенно торжественный и праздничный облик. Авторы проекта ее убранства В. Петров, А. Алымов, Л. Нусберг, архитекторы и конструкторы ЛенЗНИИЭПа, сохранили красоту архитектурного ансамбля и в то же время сделали площадь неузнаваемо новой и нарядной. Впервые за трибунами оформители поместили портреты руководителей партии и правительства. Фасад Зимнего дворца украшали алое полотнище с золотистым гербом СССР и флаги братских союзных республик. По флангам центральной трибуны находились иллюминированные цифры «1917» и «1967». Вдоль сквера, примыкающего к площади, стояли пять мачт с макетами правительственных наград, которых удостоен город-герой.



На здании бывшего штаба гвардейского корпуса, откуда в конце октября 1917 года В. И. Ленин руководил операциями против контрреволюционных войск Керенского — Краснова, на динамическом фойе из узких трепещущих на ветру алых полос — громадное изображение улыбающегося Ильича, словно присутствующего на празднике пятидесятилетия Октября и приветственно машущего рукой проходящим демонстрантам.



Оформление площади Восстания раскрывало название площади, где не раз происходили столкновения питерских рабочих с самодержавием и контрреволюционной буржуазией в период революций 1905 и 1917 годов. Фасады Московского вокзала, гостиницы «Октябрьская» и других зданий по замыслу архитектора В. Хазанова были декорированы острыми и динамичными по силуэту красными щитами.



Своей ритмикой и напряженностью форм они напоминали развернутые знамена восставших отрядов. На красных плоскостях выделялись надпись «Октябрь», цифра «1917», эмблема серп и молот. Центром украшения площади стала расположенная в сквере по продольной оси Невского проспекта шестнадцатиметровая конструкция. На лицевой стороне ее, обращенной к Невскому, находилось монументальное изображение рабочего, молотом разбивающего двуглавого орла. Этот экспрессивный по силуэту и движению барельеф, выполненный из листового алюминия способом ручной «выколотки», создал студент Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной А. Кожухов. Ажурная конструкция по всему периметру была охвачена широкой алюминиевой лентой, пронизывающей ее подобно серебристой молнии. На ленте были выбиты слова первых декретов Советской власти.



Убранство площади Восстания открывало нарядную двухкилометровую перспективу Невского проспекта. Его оформлением занималась группа архитекторов в составе Л. Катонина, 3. Журавлевой, Г. Бебешко, В. Требухина и И. Бухман. Электрическая иллюминация явилась основным декоративным элементом праздничного наряда проспекта. Пожалуй, никогда еще главная магистраль города не видела столько света, столько ярких, красочных огней. На перетяжках через проспект в три ряда были натянуты электрогирлянды, образовавшие огненный купол. Между ними распластались, словно парящие в воздухе, светящиеся пятиконечные звезды. Цилиндрические каркасы, опоясанные по спирали лентами кумача, закрывали осветительные столбы. Когда внутри каркасов зажигались лампочки, необычная «одежда» фонарных опор выглядела особенно эффектной.



На зданиях центральной магистрали Ленинграда — панно, плакаты, флаги и приветственные лозунги. Художники акцентировали внимание на убранстве скверов, перекрестков, угловых выступов. На углу Невского и улицы Восстания они поместили громадное, вытянутое по горизонтали живописное панно, изображающее революционные события Октября 1917 года.



В сквере перед Казанским собором находилась объемнопластическая композиция «Космос» (автор проекта архитектор Л. Катонин): сужающийся алюминиевый шпиль-иглу опоясывал широкий обруч с символическими и эмблематическими изображениями и лозунгами, прославляющими достижения советской науки в овладении космическим пространством.



Завершающим декоративным акцентом оформительского комплекса проспекта стала силуэтная аппликация из серебристого металла на перетяжке через Невский при пересечении его с улицей Герцена. Она изображала ряды штыков, повернутых в сторону арки Главного штаба, — символ исторического штурма Зимнего.



В праздничный наряд проспекта вписались и три светокинетические установки. Две из них — специальное табло-экран с демонстрацией документальных и художественных фильмов, расположенное на крыше одного из зданий на площади Восстания, и световая газета «бегущая строка» на углу Невского и Садовой улицы — были выполнены коллективом архитекторов института Ленпроект.



Третью — двадцатипятиметровую металлическую карту «Петроград 24— 25 октября 1917 года» у Гостиного двора с динамическим световым и звуковым сопровождением — рассказом об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде — смонтировали инженеры и техники Ленинградского отделения треста «Севзапэнергомоитаж». Систему автоматического управления наладили электрики завода «Светлана».



Площадь Революции открывала праздничный декоративный ансамбль Петроградского района и его ведущей магистрали — Кировского проспекта. В сквере на площади в огненном кольце прожекторов светилась пятиметровая гипсовая скульптура «Пламя революции» (увеличенная копия одного из проектов известного советского ваятеля В. Мухиной). Фасад института Ленпроект украсил профильный портрет В. И. Ленина, помещенный на динамическом фоне, составленном из свободно натянутых и «пульсирующих» на ветру кумачовых полотнищ. Подвижной фон подчеркивал торжественную монументальность и величие образа В. И. Ленина.



Небольшую круглую площадь при пересечении Кировского проспекта и улицы Мира украшало оригинальное подвесное устройство в виде иллюминированного металлического обруча, внутри которого были начертаны слова: «Декрет о мире». На радиально натянутых тросах, поддерживающих это гигантское кольцо, оформители повесили государственные флаги разных стран.



У въезда на площадь Льва Толстого светилась карта-схема «Петроградский район в дни Октября». По периметру площади стояли мачты с флагами союзных республик. На фасаде здания кинотеатра «Аре» помещалось алое полотнище с изображением Государственного герба СССР. На перетяжке со стороны Большого проспекта был протянут плакат с лозунгом: «Миру — мир!». Перспективу Кировского проспекта у площади замыкала металлическая сетка-перетяжка с аппликационным профильным портретом В. И. Ленина — копией ставшего популярным изображения вождя, выполненного ленинградским художником-монументалистом А. Мыльниковым для занавеса Кремлевского Дворца съездов.



Перед Нарвскими воротами, на гранитных постаментах, горели три факела, символизирующие этапы пролетарской борьбы.



Россыпями огней привлекало убранство промышленного объединения «Электросила». На проходной и на плоскости фасада одного из корпусов завода было смонтировано символическое изображение из светящихся трубок сложного рисунка: голубая вода подступала к плотипе гидростанции, генератор вырабатывал ток и громадная красная искра-молния перекидывалась к светодинамической карте-схеме, красочно представляющей картину развития электрификации в СССР и показывающей города нашей страны, где известна продукция прославленного ленинградского предприятия.



В праздничный декор Ленинграда органично вошли символы и эмблемы, раскрывающие сущность пролетарской революции, этапы социалистического строительства, успехи хозяйственной, научной и культурной жизни Советской страны, созидательный труд во имя коммунизма, освоение космоса, борьбу за мир и мирное сосуществование. Эти символы и эмблемы оформители поместили на полотнищах, транспарантах и перетяжках (Суворовский проспект), па декоративных установках в виде громадных кубов (Варшавский мост через Обводный канал, Измайловский проспект), на щитах-конструкциях с двусторонними аппликационными изображениями и рисунками (проспект Москвиной) и т. д.



Успехи социалистической экономики за пятьдесят лет символизировала объемная ажурная конструкция на площади Труда. Она была составлена из самых простых элементов. Оформители удачно использовали строительные леса. Натянули на них широкие полосы кумача с названиями крупнейших советских новостроек, сроками их пуска, а также датами освоения природных богатств страны и покорения космического пространства: «Волховстрой — 1918», «Турксиб — 1927», «Магнитка — 1929», «Беломор-канал — 1931», «Комсомольск — 1932», «Волго-Дон — 1948», «Целина — 1954», «Братск — 1955», «Космос — 1957». Рядом с этой внушительной по размерам многоэтажной установкой, возвышающейся над окружающими площадь зданиями, стоял огромный, обтянутый кумачом «Серп и молот» — увеличенный макет первой советской эмблемы, рожденной в 1918 году и олицетворяющей трудовое единство поднявшихся на борьбу за социалистическое преобразование мира двух дружественных классов — пролетариата и крестьянства.



В свете тысяч разноцветных огней нарядной выглядела акватория Невы. Как и всегда, в дни всенародных торжеств, цепи электрических лампочек украсили пролеты мостов, высветили по контурам силуэты боевых кораблей дважды Краснознаменной Балтики, пришедших для участия в празднествах.



Только на этот раз кораблей было значительно больше, чем прежде. Стройными рядами они застыли по всему невскому рейду. Снова загорелись светильники на ростральных колоннах стрелки Васильевского острова, впервые вспыхнувшие в дни празднования 250-летия основания Ленинграда. На стенах Петропавловской крепости, от Государева до Трубецкого бастионов, в первый раз зажглись пятьдесят факелов, символизирующих полувековой юбилей Советского государства (технический проект инженера-конструктора С. Урюнипа).



Эффектное зрелище представляло светокинетическое оформление Университетской набережной, посвященное теме «Советская паука за пятьдесят лет». Оно было разработано творческой группой, руководимой Львом Нусбергом, в которую вошли художники-конструкторы Г. Битт, В. Бородин, Ф. Инфанте и В. Бутурлин. Между Съездовской и Менделеевской линиями они смонтировали три металлические конструкции, символически изображающие достижения советской науки в области физики, химии и исследования космоса. Динамическая, переливающаяся разноцветными огнями светозвуковая композиция объединяла ажурные установки, воспроизводящие в многократном увеличении иллюминированные схему строения атомного ядра («Атом»), громадный вращающийся цветок («Космос») и гигантский алмаз («Молекула»).



У каждого кинетического устройства благодаря сложной системе автоматического управления и блокировки была своя строго определенная программа: световая, динамическая и звуковая. Движение света дополнялось звучанием электронной «космической» музыки.



6 ноября у дома № 1 на Сердобольской улице, где находилась последняя квартира ленинского подполья, на митинг в честь открытия на этом историческом месте мемориально-декоративного комплекса собрались тысячи ленинградцев. Монументальная композиция объединила портрет В. И. Ленина работы скульптора В. Захарова, карту, запечатлевшую путь следования великого вождя революции от конспиративной квартиры на Сердобольской в Смольный, фреску-панно «Вся власть Советам!», созданную но эскизу художника Э. Насибуллина. В общий ансамбль убранства вошла и четко продуманная композиция зеленых насаждений, выполненная по проекту художника Е. Ушаковой. Более полутора лет молодой монументалист Насибуллин трудился над эскизами фрески, а на натуре (в технике сграффито) она была выполнена за рекордно короткий срок — три недели.



7 ноября 1967 года Дворцовая площадь стала центром военного парада и демонстрации трудящихся города, а Нева — грандиозного театрализованного спектакля «Праздник «Авроры». Сотни тысяч жителей города и его гостей явились участниками и зрителями этих запоминающихся зрелищ.
После окончания торжественного парада войск Ленинградского военного округа Дворцовую площадь заполнила тысяча знаменосцев. Вокруг машины-«броневика» со скульптурной фигурой В. И. Ленина — участники шествия, одетые питерскими рабочими-красногвардейцами, революционными солдатами и балтийскими моряками. Рядом с ними шли ветераны Октябрьской революции со знаменами Петербургского комитета РСДРП (б) и крейсера «Аврора», с большим, почти во всю ширину площади, кумачовым лозунгом «Вся власть Советам!».



В колоннах трудящихся Московской и Нарвской застав, Выборгской и Петроградской сторон можно было видеть плакаты и портреты с изображением В. И. Ленина, исполненного с широкоизвестных рисунков советских художников Н. Андреева, И. Бродского, Н. Жукова, П. Васильева, увеличенные копии уникальных ленинских фотографий, транспаранты и металлические сетки-щиты с силуэтно-аппликационными профильными портретами Ильича.



Художественный наряд демонстрации говорил о гордости ленинградцев одержанными победами в трудовом соревновании в честь Великого пятидесятилетня. На украшенных машинах — производственные эмблемы заводов: макеты шестерни, зубчатого колеса, корабельного винта, новой турбины, океанского парохода, модели новейших станков. В рядах судостроителей завода имени А. А. Жданова, рабочих Металлического завода имени XXII съезда КПСС — лозунги и призывы, щиты и плакаты с графиками роста производства.



Над морем ликующей людской волны — полотнища алых знамен, портреты и плакаты. В руках манифестантов — искусственные и живые цветы, воздушные шары, маленькие красные флажки с написанными золотом словами: «Октябрь», «Мир», «Ленин», «Ленинград».



В девять часов вечера 7 ноября на Неве в красочном зареве огней и в свете десятков мощных прожекторов с цветными фильтрами начался величественный спектакль «Праздник «Авроры». С крейсера «Киров» — командного пункта режиссера-постановщика С. Якобсона — взвилась сигнальная ракета, прозвучал сигнал фанфар. В то же мгновенье вспыхнула иллюминация кораблей, засияло кружево невских мостов, у стрелки Васильевского острова, переливаясь всеми цветами радуги, взметнулись ввысь подсвеченные снизу струи фонтанов.



Радиодинамики разнесли голос диктора — рассказ о Ленине, о незабываемых октябрьских днях 1917 года. Одновременно шестнадцать декорированных быстроходных катеров, на которых трепетали Государственный флаг СССР и флаги союзных республик, освещаемые вспышками ракет и красными лучами прожекторов, направились вниз по Неве от Смольного к «Авроре». На палубе легендарного крейсера произошла торжественная церемония вручения флагов. В это же время на фарватер большой Невы вышли катера, с которых били тридцатиметровые струп фонтанов. В лучах мощных прожекторов проплыв этих катеров производил впечатление многоцветной водяной феерии.



В 21 час 30 минут в небе на парашютах повисли красные огоньки. Радиоусилители передали сигналы горнистов: «Слушайте все!». В эти минуты, настроившись на Ленинград, работали все радиостанции Советского Союза. Телевизионные камеры Интервидения направлены па Неву. Оркестры играют партийный гимн «Интернационал». Ровно в 21 час 45 минут раздался праздничный выстрел «Авроры». Он прозвучал точно в то же время, что и пятьдесят лет назад, когда залп исторического крейсера революции по Зимнему дворцу ознаменовал рождение новой эры. Вслед за символическим выстрелом слышен мощный взрыв с бастионов Петропавловской крепости, ответившей, как и полвека назад, революционному флагману. Салютуют двадцать два корабля, участвующих в торжествах. Над невским рейдом разливается мелодия песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце!». От «Авроры» вверх по реке устремляется торпедный катер, выбрасывая каскад разноцветных искр. Это был сигнал к началу фейерверочного представления.



Ослепительно яркое и эффектное пиросимфоническое зрелище, носящее название «Праздник огня», составило вторую и третью части грандиозного спектакля-зрелища. Город на Неве салютует пятьюдесятью залпами. Вокруг «Авроры» — огненная феерия. На катерах-знаменосцах разгорается радужное сияние. Под величественные аккорды «Песни о Родине» И. Дунаевского они проходят тремя кильватерными колоннами мимо кораблей, приветствующих их залпами ракет. Под звуки «Вальса цветов» зажигаются тысячи пиротехнических огней. Всю акваторию Невы буквально заливает море фейерверочных россыпей. Вспыхивают бриллиантовые «звездные букеты», «одуванчики», «тюльпаны», «огни Москвы», «красные гвоздики», «астры», взлетают в виде фонтанов «золотистые форсы». С мостов нескончаемым потоком льются огненные водопады, словно бурлящие каскады электростанций. Разноцветное зарево разрывает темноту ночи. Огни сияли с кораблей, мостов, Петропавловской крепости.



Пиротехническое представление на Неве осуществила творческая группа под руководством И. и В. Юрковых. Коллектив талантливых фейерверкеров изготовил четырнадцать тысяч «комет», четыре тысячи «римских свечей» и «звездных букетов», тысячу «одуванчиков», пятьдесят разнообразных горящих фигур и множество «бомб» и «бураков». Одновременно с «Праздником «Авроры» в четырех точках города были зажжены фейерверки: в Калининском районе — на стадионе завода «Красный выборжец», в Московском — в Парке Победы, в Кировском — на стадионе Кировского завода и в Невском — над Володарским мостом.



Заключительным моментом юбилейного церемониала стал октябрьский карнавал (автор сценария и постановщик — Е. Табачников, главный художник — Г. Берман). Карнавальный поезд состоял из трехсот декорированных автомашин и мотоциклов. Его художественное оформление воссоздавало страницы истории Великой Октябрьской социалистической революции и пятидесятилетней жизни Страны Советов.



В течение года костюмеры театрально-производственного комбината и специальные мастерские шили бушлаты, шинели, бурки, папахи, буденовки. Художники расписали пятьсот декораций, изготовили большое число объемных бутафорных элементов: чучел, масок, гигантских из папье-маше голов, трансформирующихся фигур и прочее. Фонды музеев дали оружие, киностудия «Ленфильм» — старые машины. В этом оригинальном уличном спектакле были заняты более полутора тысяч актеров ленинградских театров и Госцирка, студенты театральных вузов и училищ, участники художественной самодеятельности районных дворцов и домов культуры.
В кузовах грузовиков расположились ощетинившиеся штыками красногвардейцы, моряки революционной Балтики. Проехали машины с комиссарами в черных кожаных куртках, с матросами «Авроры», опоясанными пулеметными лентами, с солдатами-фронтовиками в папахах с красными розетками и ленточками вместо кокард.



На других машинах, за указательной стрелкой с надписью: «Кого мы били» — объемные карикатурные фигуры и маски Керенского, министров Временного правительства, Краснова, Махно, Колчака, Деникина, Врангеля. В громадном «мусорном ящике» _ вдохновители иностранной интервенции. Далее следовали автомашины, украшенные увеличенными копиями популярных в период гражданской войны политических плакатов и сатирических рисунков В. Маяковского для «Окон РОСТА».



Трехкилометровый карнавальный поезд стартовал на Стадионе имени С. М. Кирова, прошел по крупнейшим магистралям и площадям города в общей сложности более пятидесяти километров и финишировал у стрелки Васильевского острова. Под звуки песни И. Дунаевского «Летите, голуби!» в небо Ленинграда взлетели сотни белоснежных голубей — вестников мира. Над вечерней Невой вновь вспыхнули радужные огни фейерверка. Это яркое незабываемое зрелище стало апофеозом величественного празднования в Ленинграде пятидесятилетия Октября.



Оформление города поражало своим размахом и масштабностью, красочностью декоративного убранства. Все лучшее, что дал в этом плане опыт первых послеоктябрьских десятилетий, ожило в незабываемые дни юбилейного торжества. Возродились традиции ансамблевого украшения громадных городских территорий, традиции острополитических форм наглядно-зрелищной агитации. Ленинград был одним из организаторов первых советских массовых карнавалов и театрализованных шествий в дни юбилейных торжеств и выдающихся политических событий.



Здесь же родились и первые советские свето-пиротехнические массовые зрелища на площади Урицкого (Дворцовой), такие, как «Взятие Зимнего» в третью годовщину Октября и «Торжество Конституции» в пятый Октябрьский праздник. У многих ленинградцев еще в памяти панорамный спектакль «Десять лет», представленный на Неве во время празднования десятой годовщины Великого Октября, о котором тогдашний секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров сказал: «Кто знает, может быть, это и есть новый вид искусства и новая форма эстетического воспитания, рожденные нашей эпохой».



В знаменательный пятидесятилетний юбилей Советского государства набережные Невы, улицы и площади Ленинграда, заполненные ликующими толпами народа, снова одели свой яркий, праздничный наряд. На несколько дней город превратился в огромный выставочный зал под открытым небом, созданный художниками по законам красоты и рассказывающий об этапах борьбы, строительства и побед нашего народа, нашего государства. В оформлении Ленинграда проявились характерные черты современного стиля советского декоративного искусства: глубокая идейность, ясность художественной формы, образность и приподнятая эмоциональность.



Поражало разнообразие используемых выразительных средств, комплексность и взаимодействие различных элементов уличного оформления, эволюция которых находится в прямой зависимости от тенденций большого стиля времени, от господствующих принципов градостроения и художественного конструирования.



via foto-history

Комментариев нет:

Отправить комментарий