пятница, 27 мая 2016 г.

Средства визуальной коммуникации в интерьере торговых предприятий (СССР, 1970-е)



Некоторое время назад я рассказывал о системе пиктограмм советской торговли. Эта система была составной частью другой, более сложной унифицированной системы средств визуальной коммуникации, созданной для использования в интерьере торговых предприятий. В начале 1970-х годов эту систему разрабатывали специалисты в/о "Союзторгреклама". Сегодня, главный художник отдела торгово-производственной эстетики "Союзторгрекламы" В. Филипочев расскажет нам об основных принципах этой системы.




В большом торговом зале современного магазина самообслуживания покупателю нелегко ориентироваться, найти необходимый товар. Функции ориентиров призвана выполнять система визуальных информаторов. Разработка этой системы ставит ряд вопросов, которые могут быть успешно решены благодаря унификации подобных ориентиров в интерьере торгового предприятия.
Опыт оформления магазинов самообслуживания показывает, что в большинстве торговых залов с определенной площадью и высотой потолка носители информации имеют разные формы и размеры, которые незначительно отличаются друг от друга. Замена этих размеров одним, наиболее оптимальным для той или иной площади существенно не повлияет на композиционное решение всего интерьера.



Подобным же образом можно унифицировать форму рекламных элементов, которые в большинстве случаев представляют собой квадрат или прямоугольник с определенным соотношением сторон. Унификации поддаются и изобразительная информация (графические знаки, шрифты, декоративные элементы), и цветовые решения, и материалы, из которых изготовляют рекламные элементы, и, наконец, конструкции этих элементов и узлы крепления. Комплексное решение этих проблем поможет значительно упростить разработку рекламного оформления интерьеров, поднять его качество и ускорить изготовление средств визуальной информации, что в итоге даст немалый экономический эффект.



Модульная система, построенная на единой основе формы будущего указателя, позволяет создавать любые композиционные варианты. Наиболее предпочтителен для разработки модульной системы квадрат (соотношение сторон 1:1). Он служит основой отсчета. Второй модуль — прямоугольник с соотношением сторон 1 : 2. Третий — с соотношением сторон 1 : 3. Цифровые значения 1, 2, 3 дают возможность получать при стыковке модулей любое число вариантов. Например, чтобы получить соотношение сторон рекламного элемента 1 : 4, можно взять модули 1 : 1 и 1 : 3 или два модуля с соотношением 1 : 2. Это особенно удобно при проектировании фризов любой протяженности, причем унификация исходных форм позволяет заранее предусмотреть точки их крепления на стенах.



Постоянное соотношение сторон информационной рекламы делает возможным следующий этап — определение наиболее рациональных ее размеров для различных типов магазинов в зависимости от их площади и высоты потолка. Опытным путем можно установить нужное количество размерных рядов. Для этого обозначим сторону квадрата буквой «А» (она же является постоянной высотой других модулей). Два других модуля окажутся прямоугольниками с длиной 2А и ЗА. Если для торговых залов с маленькой площадью и небольшой высотой потолка ориентировочно принять «А» равным 270 мм, то для предприятий средних и больших площадей этот исходный размер будет соответственно увеличиваться. Анализ различных типов магазинов показывает, что для успешной унификации размеров средств визуальной информации достаточно установить 5—6 значений «А».



Постоянные размеры и определенные соотношения сторон рекламных элементов позволяют унифицировать их конструктивное решение. При этом следует учитывать тип крепления (на потолке, на колоннах, на стенах и на торговом оборудовании), а также плоскостное или объемное решение рекламного указателя. Основное назначение немой справки — облегчить покупателю получение необходимой информации о размещении товаров, расположении узлов расчета, входа и выхода. Поэтому прежде всего нужно позаботиться о наиболее рациональном принципе ориентации.



Для магазинов самообслуживания наиболее целесообразно использовать систему графических символов. Нашу многонациональную страну населяют народности, разговаривающие более чем на 100 языках и наречиях. С каждым годом увеличивается поток иностранных туристов. В этих условиях шрифтовые указатели ограничивают возможности ориентации в торговом зале. В некоторых союзных республиках такая реклама имеет надписи на двух языках, но и это не спасает положения. Информационные элементы в этих случаях оказываются перегруженными текстом, плохо воспринимаются с дальних расстояний. Кроме того, психологи давно установили, что человек мыслит образами, а не словами, поскольку слово — символ образа.



Разработать символы, обозначающие определенные группы товаров, — значит сделать первый шаг к созданию интернациональной системы визуальной информации в торговых предприятиях.
Символическое решение немой справки ставит перед художником конкретную задачу — добиться безошибочного и быстрого распознания тех или иных групп товаров по их изображению. Другое немаловажное условие — простота изготовления на производстве. Здесь необходимо учитывать и материал, из которого будет изготовлен рекламный элемент, и способ исполнения (аппликация или шелкография). Для облегчения восприятия знак должен быть решен предельно лаконично, т.е. без лишней дробности. Наиболее удобен для компоновки графического символа — квадрат (основной модуль).



Переход к оформлению магазинов самообслуживания графическими символами товаров требует тщательной подготовки. Мало заменить надписи рисунками. Многих покупателей такая замена может дезориентировать. На первых этапах целесообразней вводить символы постепенно, дополняя рисунки текстовыми надписями, имеющими второстепенное, поясняющее значение. Эту задачу можно успешно решить в рамках предлагаемой модульной системы.
Как правило, надпись состоит не более чем из двух строк или слов (например, «Детская одежда»). Поэтому для шрифтового пояснения к квадрату достаточно добавить 1/3 часть. Это позволяет построить вертикальную композицию из графического символа, заключенного в квадрат, и шрифта.



Шрифт прежде всего должен легко читаться. Исследования показали, что наиболее удобны для восприятия буквы со средней толщиной линий и пропорциями, близкими к квадрату. В зависимости от размеров рекламных элементов и характера товара шрифты также можно систематизировать по гарнитурам и размерам для каждого отдельного случая.



Однако информационная справка как элемент оформления должна быть не только ориентиром для покупателя, но и являться украшением торгового зала. Здесь возможны два пути: единое решение рекламных элементов и индивидуальная доработка каждого из них.
Первый вряд ли приемлем в больших масштабах, так как может привести к тому, что все торговые предприятия станут похожи друг на друга и будут отличаться лишь разными размерами рекламных элементов. Второй путь, напротив, не нарушая идеи унификации, позволит обогатить оформление, придать каждому интерьеру индивидуальность.



В этом случае за основу нормирования художественно-декоративного решения плоскостей берутся стандартные пропорции рекламного элемента, графический символ товара, систематизированные гарнитуры шрифта и специально разработанные таблицы цветовых сочетаний. Дополнив их несколькими декоративными элементами, можно получить неограниченное количество вариантов оформления, при которых неизменным остается только графический символ товара. Композиционное решение плоскостей средств визуальной информации можно осуществить с помощью всех перечисленных компонентов, используя каждый отдельно или в сочетании с другими.



Например, если информационный рекламный элемент имеет форму куба, то художественное решение его может быть выполнено в нескольких вариантах. Четыре боковых стороны куба предназначены для рекламной информации, поскольку это плоскости, наиболее удобные для восприятия. В первом варианте функции информации могут выполнять графические символы, во втором — шрифтовые указатели отдела. Третий вариант — сочетание шрифтовых указателей с товарными символами.
Как правило, такие рекламные элементы крепятся к потолку. Поэтому верхнюю и нижнюю стороны куба нецелесообразно использовать для информации. Верхняя плоскость вообще не просматривается и может оставаться просто гладкокрашеной поверхностью. Нижняя грань куба, подвешенного на определенной высоте, попадает в поле зрения покупателя, и наиболее рационально помещать здесь элементы декора.



Создание системы унификации средств визуальной информации — это перспективный путь решения комплекса проблем, стоящих перед оформителями предприятий торговли. В первую очередь, система позволит добиться стилевого единства рекламного оформления торговых залов, покончить с использованием разнохарактерных, разномасштабных информационных элементов, выполненных зачастую на низком художественном уровне. Единые модули размеров и форм указателей, отработанные символы товаров, варианты декоративных элементов и определенные цветовые сочетания — это те необходимые условия, которые помогут работникам рекламных предприятий поднять профессиональный уровень исполнения средств визуальной информации для магазинов самообслуживания.



Достаточный выбор различных сочетаний внутри системы не будет практически ограничивать авторов при решении индивидуальных задач оснащения каждого интерьера средствами внутримагазинной рекламы.
Унифицированные размеры рекламных элементов, их художественно-декоративные и конструктивные решения дадут особо ощутимые результаты при разработке оформления типовых интерьеров торговых предприятий. Введение этой системы поможет предусмотреть наиболее рациональный раскрой материала, в значительной мере централизовать изготовление средств визуальной информации. У рекламных организаций появится возможность целенаправленно координировать изготовление всех средств информационной рекламы, а также добиться уменьшения затрат на разработку и исполнение проектов оформления предприятий торговли.



От редакции журнала "Реклама"
В статье В. Филипочева поднимается одна из актуальных проблем повышения художественно-рекламного уровня внутримагазинной информации.
Внедрение унифицированных рекламных элементов позволяет на стадии проектирования типовых магазинов определять количество и компановку информационных средств. В соответствии с проектом при строительстве или реконструкции закладываются элементы крепления, что сводит последующее оформление интерьера к монтажу готовых блоков. В этих условиях исключается индивидуальная разработка отдельных проектов рекламного оформления магазинов, что не только дает значительную экономию средств, но и сокращает сроки ввода в эксплуатацию новых торговых объектов.



Но, пожалуй, самым главным преимуществом внедрения системы унифицированных рекламных средств является возможность организовать их промышленное производство на специализированных рекламных предприятиях, используя для этого прогрессивное технологическое оборудование, сводящее к минимуму долю ручного труда. Механизация изготовления рекламных элементов гарантирует резкое повышение качества изделий и снижение стоимости производства. Немаловажным преимуществом является и возможность сосредоточить разработку унифицированных средств внутримагазинной информации на тех немногих специализированных предприятиях, которые располагают высококвалифицированными кадрами художников, и отказаться от многочисленных штатов художников-исполнителей на остальных рекламных комбинатах.


По страницам журнала "Реклама", 1973 г.

via sazikov

Комментариев нет:

Отправить комментарий